Я дочиталь.
Самая близкая по духу книга саге о Рейневане - "Барочный цикл" Стивенсона. Так же тяжело начинается, много имен, исторических фактов вперемешку с вымыслом. Правда, на мой взгляд, произведение поляка вышло изящнее и захватывающе. Фэнтезийные допущения вроде магии, странных существ и всего такого прочего, вплетены в повествование аккуратно и органично, а исторические допущения и нестыковки указаны в комментариях к каждому тому.
В центре истории Рейневан фон Беляу. В начале истории типичный ОЯШ (если кто еще помнит этот термин), простой идеалист, медик, глупый наивный начинающий магик, соблазняется замужней дамой. Сапковский, конечно, постарался дать сцену секса и последующей погони так, чтобы дух захватывало, чтобы читатель залип и не отлип.
Погоня отлично получилась.
читать дальшеНу а дальше колеса истории сдвинулись, Рейневан оказался в гуще событий, вхож случайно или нарочно к влиятельнейшим господам того времени. Оказывал влияние и завоевывал друзей, Все, что положено обычному маленькому человеку внезапно оказавшемуся в гуще событий приключенческой истории.
И если первая книга читается кое-как и со скрипом, то две последующие пошли довольно легко. Во-первых, попривыкла к стилю и специфике исторического фэнтези. А во-вторых, Рейневан ко второму тому стал чуть меньше тупить.
Если в первой книге он просто молодой человек спасающий свою шкуру, во второй он пылкий неофит, ратующий за идеалы, в третьей жизнь его уже достаточно потрепала. Хотя, на мой взгляд, дураком был, им и остался.
Сапковский здорово шалит, когда спасает главного героя раз за разом богом-из-машины. Как будто смеется и показывает, что образ мышления Белявы и его поступки в обычных условиях обречены и не жизнеспособны, что помереть в те времена что плюнуть. Шарлей и Самсон, спутники Белявы, мне кажется, введены-то были, чтобы играть перманентную роль спасителей-выручателей. Больше ни для чего.
Что касается "тех времен", то средневековая эпоха показана во всей красе. Здесь Сапковский оторвался на полную. И рыцари-бандиты, и геноцид во все края, когда не щадили ни женщин, ни детей. И противоборствующие стороны, воюющие и договаривающиеся, ведущие бесконечные интриги и походы. А огребают обычные люди, причем что с той, что с другой стороны.
Современная лексика, кстати, за которую в любого другого автора бы плюнули, здесь скорее для того, чтобы показать, что мир особо и не изменился.
И с обеих сторон можно найти людей как честных, так и бесчестных, отчего следует вывод, что бороться надо не с идеалами, и не представлением о зле. А с единицами, которые зло творят и ему попустительствуют.
Грелленорт, главный антагонист саги, жуткий хмырь, действующий по указке своего отца епископа Конрада, человека гнусного и развратного, собравшего в себе чуть ли не все известные пороки, жуткий. Грелленорт как Вильгефорц, инфернальное зло. Но на мой взгляд, Прокоп Голый, прозванный Великим, отдающий приказ вырезать население городов, не имеющий жалости, не менее стремен.
В целом книжка интересная, но специфичная.